Команда Школы молодых ученых Science O’Clock открыла очередной сезон
Двухдневный лекторий начал программу образовательного проекта «Школа молодых ученых Science O’Clock» в 2023 году. В пятницу в ТГУ и в субботу в Доме ученых Томского научного центра о проблемах освоения космоса и развитии нанотехнологий студентам и молодым ученым рассказали космический инженер из Москвы Марат Айрапетян и доктор химических наук из подмосковной Дубны Инга Зиньковская. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Территориальной профсоюзной организации Профсоюза работников РАН.
О влиянии космоса на нашу повседневную жизнь
– Еще Циолковский говорил, что Земля – это колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели. Я с этим полностью согласен! Ведь для того, чтобы мы с вами развивались как биологический вид, нам нужно исследовать другие планеты, – рассказывает космический инженер, участник команды по созданию космических спутников.
Обращаясь к истории, Марат Айрапетян упомянул конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева, благодаря которому 21 августа 1957 года с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Эта разработка легла в основу целого семейства советских ракет-носителей, получивших прозвище «семерка». Появление Р-7 позволило СССР запустить первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года.
В апреле 1957 года был подготовлен план проектных исследований, предусматривающий создание пилотируемого корабля-спутника, на котором 12 апреля 1961 года в космос впервые отправился человек. Им стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, который за 108 минут на космическом корабле «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли. Позже на кораблях серии «Восток» были осуществлены первый в мире суточный полет, групповые полеты двух кораблей и полет женщины-космонавта.
– В наше время, когда космос больше не кажется ученым чем-то недоступным, мы продолжаем его осваивать и активно внедрять в повседневную жизнь. Так, благодаря спутниковым данным можно узнать прогноз погоды, выстроить правильный маршрут во время путешествий на машине, а также использовать эти технологии в сельскохозяйственной отрасли. К примеру, получать фотографии полей, заранее рассчитывать объем урожая и проводить протравку от вредителей. Мы живем в интересное время, – сказал Марат.
Облучая мох нейтронами
Следом об экологических исследованиях на ядерном реакторе ИБР-2, которые ведутся в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковном наукограде Дубна, рассказала Инга Зиньковская, начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка.
– Существует три вида загрязнений – физическое, химическое и биологическое, я остановлюсь на химическом. Мы все хотим хорошо жить. Поэтому используем различные удобрения и пестициды, чтобы у нас была еда. Добываем нефть и тяжелые металлы, которые не разлагаются, а накапливаются в почве и в воде и оттуда попадают в наш организм. Основная задача экологов заключается в отслеживании содержания этих элементов, что особенно актуально для свинца, мышьяка и ртути, – говорит доктор химических наук.
Импульсный исследовательский пучковый реактор на быстрых нейтронах ИБР-2 предназначен для изучения взаимодействия нейтронов с атомными ядрами. С помощью метода рассеяния нейтронов можно получать информацию о том, как устроено вещество на атомном и надатомных уровнях, выяснить его свойства и структуру. В этом российским ученым помогает мох, который отлично поглощает вредные вещества и позволяет изучать их свойства в лабораториях:
– Для нас основным методом является ядерно-физический метод, который основан на облучении исследуемых образцов потоками возбуждающего излучения (нейтронами, заряженными частицами) и затем регистрации возникающего вторичного излучения атомов образца.
Токсичность наночастиц: миф или реальность?
На следующий день в Доме ученых Томского научного центра Инга Зиньковская рассказала о предполагаемой токсичности наночастиц, широко используемых сегодня в разных сферах жизни.
– Большой интерес вызывают наночастицы, которые можно получить синтетически, поиграть с их свойствами, размерами и т.д. Легче всего отследить влияние наночастиц на одноклеточных, к примеру, на цианобактериях рода спирулина. Здесь токсичные эффекты не выявляются: содержание биомассы не изменяется, белки тоже остаются в норме. Незначительные изменения наблюдаются в мембранном слое и липидах. Гораздо сложнее дела обстоят с крысами, особенно с их репродуктивной системой. В ходе эксперимента беременным крысам давали воду с наночастицами, после чего у них наблюдались нарушения функций памяти. Потомство тоже пострадало. И если печень или почки еще способны очиститься, то мозг накапливает токсичные вещества. Поэтому дать однозначного ответа на то, токсичны ли наночастицы, ученые не могут.
Будет ли жизнь на Марсе
Марат Айрапетян дополнил свою лекцию вопросами освоения Марса. Марс считается наиболее пригодной планетой для заселения. Он находится на расстоянии около 225,3 миллиона километров от нас, его атмосфера насыщена углекислым газом, азотом, аргоном и другими микроэлементами.
– Дорога до Марса займет полгода. В первую очередь, для его покорения нужна политическая воля и правильная постановка задачи. Много человеческих и денежных ресурсов. Думаю, в ближайшее десятилетие это решится, – считает Марат Айрапетян.
Образовательный проект «Школа молодых ученых Science O’Clock» проводится Территориальной профсоюзной организацией Профсоюза работников РАН при поддержке Фонда президентских грантов. В 2023 году Science O’Clock впервые пройдет в три этапа: в октябре – лекторий, в ноябре – специальный тренинг от «Школы нескучного доклада» по искусству презентации. Завершится проект серией лекций и мастер-классов по основам интеллектуальной собственности и академическому письму, выступлениями финалистов «Science Slam Томск» и игрой «Научный крокодил».
Лекции слушала Юлия Барсукова,
студентка ФЖ ТГУ
Фото Екатерины Коваленок