На седьмом Уроке из Океана состоялось знакомство с Чили
В преддверии летних каникул, 22 мая состоялся седьмой «Урок из Океана». Его провели Евгений Ковалевский, руководитель экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей», и Юлия Калюжная исполнительный директор Томского отделения Русского географического общества. Путешественник, чей катамаран держит путь вдоль берегов Французской Полинезии, вышел на связь с острова Хао – атолла в центральной части архипелага Туамоту примерно в 920 километрах к востоку от острова Таити.
Участниками урока на пяти интерактивных площадках стали школьники из России и Чили. В ТГУ собрались учащиеся томской школы № 37, Кривошеинской СОШ, а также участники регионального проекта «Сибирская Не_Провинция» из школы № 49. К ним присоединились ученики французской гимназии № 39 в Екатеринбурге, школы с углубленным изучением отдельных предметов в Выборге, московской Хорошколы, а также школы при российском посольстве в Чили. Кроме этого, к онлайн-трансляции урока подключились их сверстники из Швеции, Дании, Финляндии, Новой Зеландии, Аргентины и Бразилии.
Ребят ждало знакомство с одним из самых интересных и загадочных государств мира. Оказывается, Чили является самой длинной и узкой страной, на ее территории могли бы расположиться 17 Швейцарий, здесь соседствуют горы, многовековые ледники и одна из самых засушливых пустынь – Атакама. А еще Чили стоит на первом месте в мире по запасам меди!
Особого внимания команды проекта «Уроки из Океана» удостоился остров Пасхи (его второе название остров Рапануи) – объект всемирного наследия Юнеско. Если посмотреть на него на карте или с воздуха, то видно, что остров имеет треугольную форму, которую определили вулканы, старейший из которых, Пойке, сформировался 14 миллионов лет назад.
Вслед за Туром Хейердалом участники экспедиции ищут ответы на вопросы, каковы теории происхождения каменных истуканов, почему некоторых из них лежат на земле, в чем кроется загадка древней письменности под названием ронга-ронга? Одна из самых распространенных версий гласит, что истуканы возводились в честь островных правителей. Кстати, точное количество статуй до сих пор неизвестно, нередки случаи обнаружения новых. Например, совсем недавно истукана нашли на дне высохшего озера! Лежащие статуи – это последствия цунами, обрушивавшихся в прошлом на остров Пасхи. Письменность Рапануи предположительно может представлять собой ни что иное, как списки должников.
Затем участники всех интерактивных площадок приняли участие в познавательной викторине, победителями которой стали томичи. Представители всех образовательных учреждений, собравшихся в ТГУ, получили в подарок уникальную книгу «Тихий. Океан цивилизаций».
По доброй традиции в конце каждого урока школьники могут задать кругосветчикам любой вопрос. Ученики из Томской области хотели узнать, чем удивила путешественника природа острова Пасхи. «Прежде всего, тем, что на каменном острове в середине океана вообще есть жизнь! Ведь есть острова, на которых не встретится ничего кроме вулкана и потухшей лавы. На острове Пасхи есть все условия для жизни», – ответил Евгений Александрович.
Московских школьников интересовала сама конструкция судна, на котором совершается экспедиция. «Размеры судна 9 на 4 метра. Катамаран представляет собой два надувных баллона, скрепленных каркасом, имеется десятиметровая мачта, идем мы под парусом. Нет ни душа, ни туалета, ни крыши над головой. Это уникальный опыт, приближенный к опыту древних. Есть у нас две солнечных батареи, которые питают GPS и другие устройства», – пояснил путешественник.
Ученики из Екатеринбурга и Выборга спросили о том, как вообще томичи рискнули отправиться в кругосветку, и какие трудности встретились им на пути? «Я всю свою жизнь посвятил путешествиям, путешествую уже 50 лет, это мой жизненный путь – идти в зону дискомфорта и преодолевать его. Океан очень суров, на пути всех мореплавателей встречаются сложности, поломки. В нашей экспедиции нет никакой романтики, это два года непрерывного стресса. Но мы были готовы к тому, что в кругосветке трудности будут», – ответил руководитель экспедиции.
На правах гостеприимных хозяев учащиеся школы при посольстве России в Чили задали вопрос о том, что же больше всего поразило путешественников в их стране? «Прежде всего, доброта местных жителей, готовность помочь. Это уникальная страна, где Анды соседствуют с волнами великого океана», – завершил «Урок из Океана» Евгений Ковалевский.
Напомним, что недавно Томское отделение Русского географического общества удостоилось международной премии «Хрустальный компас» за проект «Уроки из Океана». Следующая встреча школьников с кругосветчиками под названием «Экология мирового океана» состоится осенью.
Фото: Анна Косихина (http://sibtraveler.com/)