Учить он-лайн
Ситуация с эпидемией коронавируса стала настоящим вызовом для российского образования, она потребовала очень быстрого перехода от традиционных форм организации образовательного процесса к дистанционным. Не стал исключением из общего правила и Научно-образовательный центр по гуманитарным наукам ТНЦ СО РАН, на базе которого обучаются аспиранты и ведутся курсы английского языка для групп разного уровня – от начального до продвинутого. В сжатые сроки НОЦ перевел занятия в дистанционный режим. Своим мнением о работе в новом формате поделились участники образовательного процесса - преподаватели и слушатели.
Аспирантура: «… полезно в плане освоения новых технологий»
Всеволод Ладов, и.о. заведующего НОЦ ТНЦ СО РАН, отметил, что все обучающиеся в аспирантуре продолжают изучение ранее начатых курсов:
- Аспиранты обеспечены всей необходимой литературой из электронных источников и библиотеки НОЦ ТНЦ СО РАН. Согласно учебному плану, они выполняют задания, контрольные работы, которые высылают преподавателям для проверки по электронной почте. Кроме того, для проведения консультаций активно используется платформа Zoom, что позволяет в формате видеоконференции обсудить с преподавателем все возникающие вопросы. Хотелось бы подчеркнуть, что преподаватели НОЦ ТНЦ СО РАН работают также в томских университетах, поэтому режим дистанционного образования им уже знаком, и переход на такой формат не стал для них неожиданностью.
По моему мнению, подобный опыт полезен для аспирантов. Это уже сложившиеся самостоятельные личности, обладающие высоким уровнем самоорганизации и дисциплины. Основной работой для молодых ученых является написание диссертационного исследования, что уже предполагает самостоятельный режим работы и индивидуальные консультации с научным руководителем, а занятий по образовательным курсам у аспирантов не так много.
Для аспирантуры переход на дистанционный режим образования не играет столь существенной роли, как при поточном обучении студентов. Поэтому нельзя сказать, что мы сталкиваемся с какими-то принципиальными трудностями, сильно влияющими на уровень подготовки кадров, в этой ситуации мы получаем новый, полезный опыт в плане освоения различных дистанционных технологий. Что же касается университетов, где требуется внедрить большое количество учебных курсов: там дистанционный формат все же вынужденная мера, нежели переход образования на качественно новый, более высокий уровень. Однако, по мере решения возникающих технических вопросов и повышения компетентности и преподавателей, и студентов в обращении с продуктами цифровой среды, возможно, мы будем говорить о полезности сегодняшней ситуации для развития образовательных технологий в целом.
Языковые курсы: он-лайн и офф-лайн - это совсем не одно и то же!
Одним из главных кредо кафедры английского языка НОЦ ТНЦ СО РАН всегда было создание уютной атмосферы непринужденного общения на иностранном языке. Как же сохранить ее на расстоянии в качественно ином формате?
Юлия Зеличенко, старший преподаватель кафедры английского языка, подчеркнула, что принципиально важно было продолжить занятия, несмотря на обстоятельства, очень быстро внести коррективы в организацию учебного процесса:
- Первые дни было сложно. Первое, с чем мы столкнулись, это техническая сторона вопроса – укомплектованность рабочего места педагога современными средствами для он-лайн работы. Во-вторых, было необходимо учесть множество нюансов для проведения занятий в таком формате. Очевидно, что он-лайн и офф-лайн - это совсем не одно и то же! Поэтому пришлось в корне пересмотреть привычную методику преподавания, перестроить работу в группах, ориентируясь даже на возраст слушателей, которые тоже должны справиться с технической стороной вопроса. Одно он-лайн занятие по эмоциональной нагрузке на преподавателя можно приравнять к нескольким офф-лайн занятиям! Нашей задачей было отобрать тот материал, такие задания, которые можно усвоить слушателям в таком формате, при этом сохранить возможность общения в процессе занятия. Ведь в этом и состоит цель изучения иностранного языка: научиться пользоваться им в самых разных жизненных ситуациях!
Важно подчеркнуть то, что практически все слушатели курсов продолжили заниматься он-лайн, ни одна из групп не выбыла из расписания. Всего несколько человек не смогли продолжить изучение иностранного языка в силу уважительных причин. Одни на работе находятся в кабинете вместе с другими сотрудниками, и поэтому участие в уроке может помешать их коллегам. Есть и те, кто работает удаленно из дома и вынужден делить компьютер вместе с детьми, переведенными на дистанционное обучение.
На кафедре провели анкетирование слушателей, целью которого было проанализировать новый образовательный опыт. И результаты его очень интересные. В числе плюсов он-лайн формата слушатели языковых курсов называют следующее: «экономию личного времени - не нужно тратить время на перемещение между офисом и местом проведения занятий», «более высокую концентрацию внимания», «возможность продолжать изучение и совершенствование английского», «получение нового опыта посредством приобщения к образованию будущего». В числе главных минусов: «плохое качество связи», «сложности с настройкой оборудования», «утрату личного общения, эмоций, особенной атмосферы, которые дарит живое занятие». Однако все без исключения скучают по встречам в своих группах, некоторые из которых занимаются вместе уже ни один год.
Кризис – это всегда зона роста
Юлия Львовна Зеличенко убеждена, что любой кризис, сложное время – это всегда зона роста и развития как для слушателей, так и для преподавателей. Новый опыт - знакомство с разными платформами, использование технологий дистанционной работы - был очень полезен для кафедры, и в будущем они смогут применяться для работы со слушателями, находящимися в отъезде. «Самым трудным сейчас является то, что никто не знает, когда образование сможет вернуться к традиционным формам организации учебного процесса», - подчеркнула она.